Красота по-американски / American Beauty (1999)



«Все счастливые счастливы одинаково. Все несчастные несчастны по-разному»trevordiy.wordpress.com

Обычная семья – мать, отец и дочь. Видимость всеобщего счастья. Только видимость. Ведь быть несчастливым в семье — почти преступление. Да и как такое возможно? Ты состоялся в жизни: есть работа, есть семья, есть уютный дом. На что тут пожалуешься?

Но, оказывается, очень даже возможно. И пожаловаться есть на что. Каждый в своей семье по-своему одинок и не понят. Все устали друг от друга. Всем хочется что-то кардинально изменить без отражения последствий этих изменений на близких и родных. И все молча терпят это тихое отчаяние друг ради друга. До поры, до времени. Пока отчаяние не становится громким и совершенно невыносимым.

Лестер Бернем, глава семейства. Семейства, от которого, по сути, осталась лишь оболочка. И само название – «семья». По сути же это трое недовольных друг другом людей. Трое близких людей, которые совсем устали друг от друга. Жена из милой, энергичной и смешливой девушки со временем превратилась в разъяренную фурию. Дочь переживает типичные для подростка комплексы, которые вполне характерны для ребят ее возраста. Недовольство собой и всем, что ее окружает, агрессия и раздражение. Ему хочется утешить ее, сказать, что это все пройдет и так будет не всегда. Но Лестеру не хочется обманывать ее. Кто знает, какой ей суждено стать. Быть может, она изменится, а быть может и останется такой же.
0811b5af0d32
Но недовольство своей семьей и ее к нему отношением все же уступает недовольству Лестера самим собой. Чего он добился в этой жизни? Семья? Жена не воспринимает его как мужчину, дочь считает жалким. Для них он – ничтожество. Работа? А чего он добился в работе, в чем преуспел? Рядовой сотрудник, ничем особенно не выделяющийся на фоне ему подобных. Выходит и работа, равно как и семья, хороша лишь ее наличием. Волей-неволей тут задумаешься о том, как ты живешь и как можешь продолжать так жить… Как ты дошел до такой жизни и когда же все это началось… И самое главное – когда же этот тихий ад закончится?..
p_f
Супруга главного героя, Кэролайн, тоже определенно не довольна тем, как складывается ее жизнь. И, в принципе, все желания сосредоточены только на том, чтобы стать успешнее. А семья никуда не пропадет. Ей неважно, что от семьи уже давно осталась только иллюзия. Главное сейчас – это совершенствовать свои достижения любой ценой. Даже если этому придется учиться у более успешных конкурентов. Для нее важна мишура, видимость успеха, даже если внутри пустота.

Джейн, дочь наших героев. То, что, по сути, теперь только и связывает Лестера и его жену. Если можно так сказать. На самом деле Джейн давно все равно, как живут ее родители, все ли у них в порядке, и уж тем более она не нуждается в том, чтобы они как-либо участвовали в ее жизни. Да и что они вообще знают о жизни? По крайней мере, жизни в ее возрасте. Даже если когда-то они и были способны ее понять, то явно не сейчас. Одинокая, закомплексованная и обозленная на весь мир девочка, тайком копящая деньги на операцию по увеличению груди.
fdcbc15f905541a6b7135f0b1461
Анджела, подруга Джейн и полная ее противоположность. Хотя, противоположности, как известно, притягиваются и взаимодополняют друг друга. Именно второе и преобладает в этом тандеме. По крайней мере, со стороны Анджелы. Неуверенная в себе Джейн выгодно выдвигает подругу на первый план, служит ее тенью, чего Анджела и добивается. Ведь для нее нет ничего хуже, чем быть такой, как все. Быть обычной. И она всеми целями и средствами стремится быть необычной. Иногда лишь посредством более яркого макияжа, а иногда хвастаясь своими достижениями.

Но чаще всего – историями о своих любовных похождениях и своей напускной взрослостью, которые вызывают одновременно восторг, зависть и ненависть остальных девчонок. Но при этом она – мечта всех парней. Ну, если не всех, то почти всех. Однако в ее жизни все должно быть на высшем уровне. Все должно быть идеально. И Анджела стремится к этой радужной идеальности, туда, где никогда не бывает скучно.
123841445865
Рядом с семьей Лестера живет парочка гомосексуалистов. Новые соседи. Тут же с другой стороны семья Фитц – отец, прошедший Вьетнам, мать и сын. Тоже новички в этом районе. Отец – истинный воин, мужчина. Гомофоб. Да, это же обязательная черта настоящего мужчины – ярое неприятие однополых чувств. Именно так выглядит выстроенный в мозгу отставного офицера образ этого самого настоящего мужчины и он неуклонно ему следует. Пусть даже иногда не слишком убедительно и где-то вопреки своему собственному мировоззрению. У него сын Рикки и, опять же, создается впечатление, что ничего, кроме озабоченности тем, как бы сын не вдруг не поддался дурному влиянию соседей и не предался однополой любви, у чуткого отца семейства, вроде бы и нет. Он же полковник и у него все и всё должно стоять по стойке «смирно».

Что касается матери Рикки, ей вообще все равно. Замкнутый, тихий, скромный и настолько затравленный своим мужем-тираном человек, который не живет, а скорее существует. И невольно напрашивается вопрос – а почему же отца так беспокоит жизнь этих самый сексуальных меньшинств? Почему такая агрессия, ярость? Быть может потому, что соседи выглядят счастливее и более убедительны в своей мужественности, не стесняясь быть собой, чем весь погрязший и запутавшийся в собственных масках этот самый отец? Или же здесь нечто другое, некий «грешок», который тот пытается спрятать в потаенном уголке своей души даже от самого себя?
081134e3
Все герои фильма – обычные люди, со своими комплексами, страхами, проблемами, со своими достоинствами и недостатками и каждый зритель сможет найти персонаж, близкий ему и на него похожий. Фильм заставляет взглянуть на жизнь под другим углом и даже кардинально изменить свое отношение к ней. Глядя на то, как Лестер влюбляется в подругу дочери и мгновенно преображается, удивляешься – как же мало нужно человеку для счастья, для того, чтобы вновь обрести вкус к жизни! Просто нужно черпать откуда-то силы, нужно вдохновение, стремление к осуществлению своих мечтаний. И, видя, как герой Кевина Спейси, из уже списавшего себя со счетов человека становится полной своей противоположностью, искренне за него радуешься. Радуешься и за Джейн, нашедшую свою любовь – соседского парня Рикки, который помог ей разглядеть в себе красавицу, избавиться от комплексов. Очень символично визуально отражены эти моменты самим режиссером Сэмом Мэндесом – когда поверившая в себя Джейн использует все меньше и меньше косметики, ее подруга Анжела, напротив, чувствуя свою внутреннюю слабость, пустоту и неспособность заинтересовать людей ничем другим, кроме своей красивой оболочки, все больше приукрашивает ее косметикой. Глядя же на жену Лестера, остается ее только пожалеть. Находя утешение в объятиях более успешного коллеги, она не изменяется в лучшую сторону, не совершенствуется, а все дальше катится в пропасть.

До боли жизненная картина. Очень глубокая и многогранная. Люди всегда погибают на взлете, тогда, когда только начали жить по-настоящему. Погибает и Лестер, но на его лице отражается столько счастья, сколько практически никогда не посещало его при жизни, а на губах застыла улыбка.

Все в фильме шикарно: и актерская работа, и музыкальное сопровождение, и режиссура, и работа оператора… Посмотрев этот фильм, вы уже никогда не сможете его забыть.