Соединенные штаты Лиланда / The United States of Leland (2003)
«На этот мир существует два взгляда… Одни считают, что в мире больше хорошего. А другие видят его таким, какой он есть на самом деле…»
Спокойный городок потрясает новость: тихий, скромный парнишка Лиланд убил умственно отсталого мальчика, нанеся ему около двадцати ножевых ранений. Его тотчас же нарекают если не самим дьяволом во плоти, то уж точно его отродьем. А узнав, что его отец известный успешный писатель, который не отличается дружелюбием и слывет редкостным подонком, общественность так и вовсе приходит в ярость.
Парень попадает в колонию для таких же, как он, оступившихся подростков. Внешне он совсем не производит впечатления убийцы и вызывает у своих друзей по несчастью сплошное недоумение. До тех пор, пока они не узнают, за какое преступление он оказался здесь. Однако, узнав об этом, они не проявляют к нему никакой агрессии, а даже начинают его сторониться.
В подростковой колонии все так же, как там, за ее пределами. Заключенным дается образование. Все же, если они оступились, жизнь на этом не окончена, даже наоборот – появляется шанс начать все с чистого листа, что-то переосмыслить, многое впоследствии изменить. Практически родиться заново.
У ребят – урок истории. Лиланд, сидя на первой парте, задумчиво смотрит на свою тетрадь, на обложке которой красуется статуя Свободы. Над ней соответствующая надпись: «Соединенные штаты». Парень старательно выцарапывает под ней свое имя и фамилию – Лиланд П. Фитцджеральд. Затем открывает тетрадь и выводит первые строки.
Время, отведенное на урок, истекает, и учитель Перл просит ребят сдать тетради и учебники. Лиланд подходит к столу и, на секунду задумавшись, просит учителя позволить ему забрать тетрадь с собой в камеру. Но по режиму заключенным запрещается что-либо выносить из класса, и Перл вынужден отказать. Когда парень выходит из комнаты, учитель осматривает тетрадь, затем открывает ее и видит, что перед ним некое подобие дневника.
Лиланд отправляется в столовую. Неожиданно к нему подходит учитель истории и тихонько возвращает тетрадь, советуя пронести ее в камеру в штанах, а ручку – в носке. И тут же объясняет свой поступок тем, что здесь так мало ребят, которые стремятся что-либо писать и анализировать, что он хочет дать парню такую возможность. Он очень ценит желание людей писать, анализировать, самовыражаться – ведь он сам пишет книги, правда, не считает себя писателем. У писателя должна быть аудитория, читатели. У него же их нет, а отзывы друзей он считает лестными и необъективными.
Постепенно отношения между учеником и учителем перерастают в более доверительные. Разглядев в Лиланде интересную личность, Перл решает отразить свое общение с ним на бумаге, полагая, что могла бы получиться отличная книга. У каждого из них своя цель: учитель пытается таким образом заглянуть в душу оступившегося подростка, а заодно поправить свою писательскую карьеру, ученику же приятно иметь в неволе понимающего человека и просто человека, к которым он мог бы поговорить. Ведь его не навещают родители. Они волнуются за него там, на воле, не переступая порог колонии.
В беседах Лиланд все больше раскрывается перед своим учителем как юный философ. Он понимает, что хотят услышать от него люди. Людям нужно знать, зачем он это сделал. Все ждут, что он оправдает свои действия плохими родителями и неудачным детством, влиянием кино, телевидения, разрывом с любимой девушкой или чем-то в этом роде. Но люди слышат от него слова: «От печали». Парень получает встречный вопрос: «От чьей печали?» «От вашей». Со временем все станет ясно и все встанет на свои места.
Слова Лиланда цепляют за живое и они всегда настолько истинны, что порой хочется лучше не слышать эту горькую и обидную правду. Правду об этом мире. Надпись на тетрадке – это не мания величия, не желание стать Президентом страны. Это взгляд на мир одного маленького человека. И этот человек становится учителю очень близким.
Фильм «Соединенные штаты Лиланда» тяжелый из-за своей реалистичности. Тяжела эта горькая правда о жизни, которую мы на протяжении всего фильма слышим от его главного героя. Правду о том, что наши слезы не смогут воскресить умершего и заставить разлюбившего человека полюбить нас вновь. О том, что людям выгодно верить в дьявола – ведь тогда есть на кого списывать свои грехи. О том, что у людей есть странная привычка просить у Бога изменить то, что уже случилось. О том, что когда мы совершаем плохие поступки, мы всегда оправдываем себя тем, что мы всего лишь люди, но когда мы спасаем из огня ребенка, нам и в голову не придет сказать о себе так.
«Соединенные штаты Лиланда» — фильм о нашей жизни, обо всех нас.